Гребцы второй СДЮСШОР вступили в эксперимент с «фальстарта»

Вести о победном выступлении юных тюменских спортсменов в различных представительных соревнованиях по...

Шаги к мечте, которая обязательно сбудется

Активное развитие шахмат в Ишиме началось семь лет назад. Нельзя сказать, что до этого они не вызывали...

Имя пользователя:
Пароль:
 Запомнить
Регистрация

Обратная связь

К истории этюдной композиции в России

Российская этюдная композиция имеет более чем 165-летнюю историю, а первым этюдистом России принято считать К. Яниша, который в своей книге «Открытия в игре шахматного коня» (1837) опубликовал ряд собственных аналитических этюдов, посвященных борьбе коня против пешек. Наибольшую известность принесли Янишу этюды на превращение пешек в ладью и легкие фигуры. Новый путь развития этюда определился в творчестве А. Троицкого, который дебютировал в журнале «Новое время» (1895). Он разработал основы теории художественного этюда, став первооткрывателем многих этюдных идей:

А. Троицкий «Новое время» (1895)

    

                                                     Выигрыш

1.Сh6+ Kрg8 2.g7 Kрf7 3.g8Ф+! Kрxg8 4.Kрe6 Kрh8 5.Kрf7 e5 6.Сg7# 1-0 — пожертвовав единственную пешку, белые заматовали короля противника «невыигрывающей» фигурой.

Видными последователями Троицкого были братья Платовы и Л. Куббель, которые выступили со своими первыми этюдами в начале 20 века. Этюды последнего выделяются эффектными комбинациями и замаскированными остроумными идеями. Куббель по праву считался мастером патовых этюдов:

Л. Куббель. «Bohemia» (1908)

Ничья

1.Лc4+ Kрf3 2.Лxh4 g2 3.Лh3+ Kрf4 4.Лh4+ Крf5 5.Лh5+ Kрf6 6.Лh1!! gxh1Ф – пат.

Видная роль в популяризации этюдов в России принадлежит и М. Чигорину, который на постоянной основе публиковал в руководимых им шахматных изданиях и отделах этюды различных авторов и итоги конкурсов.

Кстати, первый в России конкурс составления этюдов был проведен газетой «Ригаер тагеблатт» (1895); в 1905 — 1910 гг. состоялось еще четыре конкурса. Значительных успехов добивались русские этюдисты и в ряде иностранных конкурсов, проведенных в начале 20 века. В этот же период в России остро стояла необходимость выпуска литературы по этюдам. Однако лишь в 1914 году из печати вышла первая и единственная в России книга подобного содержания — «Сборник шахматных этюдов В. и М. Платовых» тиражом в 500 экземпляров. Среди тем, активно разрабатываемых русскими этюдистами, выделялась тема выигрыша фигуры (в том числе ферзя), который достигался различными способами: коневой вилкой, линейным и вскрытым нападением и т.д. Появились и оригинальные идеи — доминация, вечные угрозы и др. ничейные позиции. Начался интенсивный поиск матовых и особенно патовых финалов, также отвечающих эстетическим и сюжетным требованиям художественного этюда. Ряд идей был «запатентован» Троицким, а некоторые из них ввиду недостатка информации остались малоизвестными и впоследствии заново открывались авторами.

Хочу предложить нашим читателям поломать голову над красивейшим этюдом одного из самых талантливых представителей русской шахматной композиции — Г. Матисона. Этюды Матисона, впервые опубликованные в 1911 году, внешне простые, всегда отличались необычными и эффектными решениями, в какой-то мере предвосхищая образцы художественного этюда, характерные для современных составителей:

Г. Матисон «Rigasche Rundschau» (1914)

 

Выигрыш

 

Ведущий рубрики: Евгений Прокопчук. (По материалам «Шахматы — энциклопедический словарь», 1990).
Рубрики: Шахматы

Ваш комментарий

Автор:
Эл. почта: (не публикуется на сайте)